Методическая работа

Математический вечер

Методическая разработка математического вечера

Ученые математики — Победе

учитель математики Пех Н.И.

Цель:

воспитание патриотизма; развитие интереса к предмету, расширение кругозора учащихся

План:

1. Вклад учёных-математиков в победу в Великой Отечественной войне;

2. Математическая викторина;

3, Математические шарады

4.Математические софизмы


1 учащийся: математика сыграла большую роль в в укреплении обороноспособности нашей страны. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. А уже 23 июня 1941 года состоялось расширенное заседание Президиума АН СССР. Советские учёные заявили, что отдадут все свои силы и знания за победу над врагом,за полный разгром фашизма. Эти слова подтвердились конкретными делами.

2 учащийся: математический институт АН СССР составил штурманские таблицы, которые широко применялись в военной практике авиации. Расчёты дальних полётов по ним повысили точность самолётовождения, увеличили эффективность полётов дальней бомбардировочной авиации.

3 учащийся: академик Колмогоров выполнил расчёты количества одновременных выстрелов по движущемуся самолёту, чтобы вероятность его поражения была бы наибольшей.

4 учащийся: во время войны появилась важная проблема, как устойчивость артиллерийских снарядов при полёте и кучность попадания. Эту сложную математическую задачу решил член корреспондент АН СССР Четаев Н.Г. Его работы позволили увеличить результативность артиллерийских обстрелов.

5 Учащийся: война требовала от авиации больших скоростей. Но, увеличивая скорость авиаторы столкнулись с особым видом вибрации,которая вела к внезапному разрушению самолёта. На помощь пришла группа учёных во главе с М.В. Келдышем. Решение этой важнейшей проблемы позволило увеличить надёжность боевых самолётов.

6 учащийся идёт жестокая война, фронт требует огня артиллерии,повышения точности стрельбы. По заданию Главного артиллерийского штаба академик Колмогоров, используя свои работы по математике в области теории вероятностей, дал определение наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Эта теория использовалась в авиации и в морфлоте для точного определения местоположения самолётов и подводных лодок.

7 учащийся: военно-морскими силами были использованы труды академика Крылова по вопросу непотопляемости кораблей. В таблицах непотопляемости было рассчитано, как повлияет на устойчивость корабля затопление тех или иных отсеков, какие отсеки надо затопить, чтобы ликвидировать крен корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизни многих людей, как в военное, так и в мирное время.

8 учащийся: Блокада Ленинграда, дорога жизни - эти слова знакомы каждому, но мало кто знает, что расчёты оптимальной скорости движения машин по тонкому льду Ладожского озера спасли многих жителей Ленинграда от голодной смерти.

9 учащийся: в настоящее время оружие стало сложным, мощным и результативным. Во много раз возросло требование к точности и быстроте расчетов. Сегодня от командиров и от воинов требуются знания вычислительной техники, умения работать с ЭВМ.

Ракета небо прочертила

Ей в космос путь давно не нов

И прежде, чем, заметьте кстати

Ракете этой был дан прицел,

Её маршрутом математик

На крыльях формул пролетел.

Математическая викторина.


  1. Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка?/600/

  2. Какой математический знак надо поставить между 5 и 6, чтобы результат был больше 5 и меньше 6? /,/

  3. Разделить 5 яблок между 5 людьми, так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. /Одному корзину с яблоком/

  4. Портной имел кусок сукна в 16 метров. Каждый день он отрезал 2 метра. Через сколько дней он отрежет последний кусок? /7/

  5. Во сколько раз путь по лестнице на шестой этаж дома длиннее пути на второй этаж? /5/

  6. Порция бульона и пирожок стоят 30 рублей, а полпорции бульона и пирожок стоят 20 рублей. Сколько стоит пирожок?/10/

  7. Половина числа 12 равна 7 как это получилось?/XΙΙ/

  8. Возможны ли равенства: 20+5=1 19+7=2? /часы/

  9. С помощью знаков арифметических действий и скобок представить каждое из чисел от 1 до 10 с помощью четырёх семёрок./1=(7+7):(7+7), 2=7:7+7:7, 3=(7+7+7):7 и т.д./





Математические шарады

Он грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «У» на «О» -

Будет круглое число. (Сурок — сорок)


Я приношу с собою боль,

В лице большое искаженье.

А «Ф» на «П» заменишь коль,

То сразу превращусь я в знак сложенья. (Флюс — плюс)


С буквой «Р» - с овцы стригут,

В нити прочные прядут.

А без «Р» - нужна для счёта,

Цифрой быть - её работа. (Шерсть - шесть)

Число я меньше десяти.

Меня тебе легко найти.

Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,

Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать. (Семь- семья)


Читаем мы направо смело -

Геометрическое тело.

Прочтём же справа мы налево -

Увидим разновидность древа. (Куб - бук)


Рождаюсь на мебельной фабрике я

И в каждом хозяйстве нельзя без меня.

Отбросишь последнюю букву мою -

Названье большому числу я даю. (Стол - сто)


Я с «Л» смягчённым - под землёй,

Бываю каменный и бурый.

А с твёрдым - в комнате твоей

И в геометрии фигура. (Уголь - угол)


Счастливой цифру ту считают,

При счете её применяют.

А «М» вот на «Т» поменяли -

И рыбы немало поймали. (Семь - сеть)


С «К» - для продуктов годна,

С «М» - для сложенья нужна. (Сумка - сумма)


С «Ш» - для счёта я нужна,

С «М» - обидчикам страшна! (Шесть - месть)


С глухим шипящим -

Кругл, как мячик.

Со звонким -

Как огонь, горячий. (Шар - жар)


С «К» - фигура без углов,

С «Д» - дружить с тобой готов. (Круг - друг)


Первый слог - нота,

Второй слог - нота.

А в целом -только часть чего-то. (До + Ля = Доля)


Две ноты - два слога,

А слово - одно,

И меру длины

Означает оно. (Ми + Ля = Миля)



Математические софизмы

Найди ошибку в рассуждениях

1.

4:4=5:5

Вынесем общие множители в правой и левой частях

4*(1:1)=5*(1:1) отсюда 4=5

2.

16-36=25-45

Прибавим к обеим частям

16-36+25-45+

42-2*4*+()2=52 +2*5*()+()2

(4 - )2 =(5 - )2 отсюда 4 - или 4=5


3.

35+10-45=42+12-54

Вынесем за скобки в левой части 5, а в правой 6

5*(7+2-9)=6*(7+2-9)

Разделим обе части на общий множитель, получим 5=6.

Игры


  1. На окружности расставлено 20 точек. За ход разрешается соединить любые две из них отрезком, не пересекающим отрезков, проведенных ранее. Проигрывает тот, кто не может сделать ход.

  2. Имеется две кучки камней – по 7 в каждой. За ход разрешается взять любое количество камней, но только из одной кучки. Проигрывает тот, кому нечего брать.

  3. Двое по очереди кладут пятаки на круглый стол, причем так, чтобы они не накладывались друг на друга. Проигрывает тот, кто не может сделать ход.

  4. Двое по очереди разламывают шоколадку 5 × 10. За ход разрешается сделать прямолинейный разлом любого из имеющихся кусков вдоль углубления. Выигрывает тот, кто первым отломит дольку 1 × 1.

  5. Имеются две кучки камней: в одной – 30, в другой – 20. За ход разрешается брать любое количество камней, но только из одной кучки. Проигрывает тот, кому нечего брать.

  6. В двух кучках лежат камни. В первой 7 камней, а во второй-5 камней. Играют двое. Ходят по очереди. Каждый берёт любое количество из одной кучки. Либо одинаковое количество из обеих кучек сразу. Выигрывает тот, кто взял последний камень.